МДОУ «Ряжский детский сад №9»

Районное методическое объединение в МДОУ «Ряжский детский сад №9».

13 ноября [ср]

Районное методическое объединение в

МДОУ «Ряжский детский сад №9».

По теме «Образовательная область физического развития, как средство достижения цели охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья».

Цель:

Освоение и последующее применение технологий в практической деятельности педагога-воспитателя

Задачи:

Дать определение понятию «здоровье»;

Познакомить участников семинара-практикума с опытом работы по применению здоровьесберегающих технологий в ДОУ посредством развивающей среды;

Способствовать развитию педагогического мышления, создать благоприятную атмосферу для творческой работы всех участников семинара.

План проведения программы:

1. Вступительное слово заведующей ДОУ

2. Рубрика «Давайте познакомимся!»

3. Рубрика «Про здоровье»

Упражнение «Воздушный шар»

 Практическая часть:

- сообщения старшего воспитателя  ДОУ;

4.Рубрика «Детский сад»

- Показ организованной образовательной деятельности в подготовительной  группе. Воспитатель – Новикова Т.В. « Кто такие микробы?»

- показ здоровьесберегающих технологий в старшей группе. Воспитатель – Войтко Е.М.

 « Цветы здоровья»

5. Рубрика «Помоги себе сам»

 Добрый день, уважаемые педагоги! 

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме телевизионной передачи «Жить здорово!». Как и на любой телевизионной передаче, у нас сегодня присутствуют гости. Давайте познакомимся, я попрошу вас представится. 

Представление гостей(под Трек № 1 –негромко)

И так все мы познакомились

переходим к рубрике «Про здоровье»

Музыка

Упражнение «Воздушный шар»

(о ценности здоровья для человека)

Давайте представим воздушный шар, в  котором вы  летит над землей.

Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. У каждого из вас есть жизненные ценности, важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.).напишите 9 своих ценности на листочках.

 А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Каждый зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Я буду отмечать их на доске. Если слова повторяются, ставлю плюсы. Таким образом определяем рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов. Например, 1 место – здоровье, 2 место –

семья и т.д.

 Ведущий (старший воспитатель): Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье было главной ценностью. «Будьте  здоровы!»- говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного – здоровья», говорят наши близкие. По большому счету здоровье было и остаётся дороже власти и богатства. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и наиболее ёмким следует принять определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

  Видеть красивого и здорового ребёнка – желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует и заботит его здоровье.

Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать в будущем. Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного образования.

Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья.

Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду. Эффективность этих мероприятий во многом зависит от того, насколько естественны и адекватны условия жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении.

Известно, что здоровье, более чем на половину, зависит от образа жизни, на четверть – от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве.

Наша основная задача привить ребёнку необходимость быть здоровым – значит активным, дееспособным. Мы призваны воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и желание его беречь. Важно сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Реализация задач, модели формирования основ культуры здоровья достигается в режимных процессах, через воспитание культурно-гигиенических навыков, а также средствами рационального питания.

Культуру здоровья дошкольника мы рассматриваем как социализацию дошкольника, подготовку его к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанную на представлениях и опыте, которые приобретаются в педагогическом процессе в ДОУ и семейном воспитании.

Главным залогом успеха этой работы в том, чтобы сами педагоги и родители стали носителями ценностей культуры здоровья, т. к. именно взрослый человек является образцом для подражания.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что формирование культуры здоровья держится на трёх китах: педагоги, ребёнок, семья.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья, проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты.

Дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы

И именно в семье и в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контроль над собой: над своим телом, душой, умом. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот.

 

В нашем детском саду особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, как одному из важнейших условий воспитания здоровья детей.

Для улучшения состояния здоровья и обеспечения гармоничного развития детей,  в детском саду проводится полный комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, гимнастика после сна, гимнастика для газ, дыхательная гимнастика, ароматерапия, точечный массаж, кварцевание помещений, витаминизация блюд, прогулки, спортивные соревнования, физкультурные праздники.

В каждой группе создан физкультурный уголок, в котором имеется физкультурное оборудование,  изготовленное воспитателями совместно с родителями. На участке оборудована физкультурная площадка.

Каждый день ребёнка в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая позволяет получить заряд бодрости.

В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходит образовательная деятельность, которая требует от детей длительного напряжения, зрительной нагрузки. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастику для глаз, физкультминутки, пальчиковую гимнастику.

Подвижные игры также  являются  средством физического развития и занимают важное место в режиме дошкольного учреждения. Они являются неотъемлемой частью двигательного режима. Очень любят наши дети подвижные игры с элементами соревнований. 

В  ДОУ ведётся активная работа с семьями воспитанников: оформляются папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, проводятся родительские собрания, консультации, анкетирование по вопросам здорового образа жизни. 

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы,  наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

 Позже вы  сможете ознакомиться с работой дет. сада в этом направлении.

Итак, рубрика «В детском саду» музыка

Вашему вниманию предоставляется организованная образовательная деятельность в подготовительной группе « Кто такие микробы».

 Воспитатель – Новикова Т.В. высшая квалификационная категория

Уважаемые педагоги для продолжения рубрики «В детском саду» прошу Васпроследовать на второй этаж, для дальнейшего просмотра.

Представляем детей старшей группы воспитатель – Войтко Е.М. 1 квалификационная категория. Показ здоровьесберегающих технологий

« Цветы здоровья»

А сейчас коллеги проведём экскурсию по дет. саду и вернёмся в подготовитель группу.

  Итак, переходим к следующей рубрике:

Следующая рубрика «Помоги себе сам»

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. Не все пункты этого утверждения мы, педагоги, выполняем(делаем с детьми утреннюю гимнастику, дышим на прогулке свежим воздухом, а если есть настроение, можем и поиграть с детьми в какую-нибудь подвижную игру, здоровый сон, к сожалению нам только снится, а взгляд на жизнь порой бывает пессимистичным из-за разных проблем. Поэтому сейчас, уважаемые коллеги, я хочу поделиться с вами хорошим настроением, вселить в вас радость и положительные эмоции.

Выступление детей подготовительной группы с инсценировкой на песню «Мы к вам в гости пришли».

Ну вот, мы с вами взбодрились, жить стало веселей

Ведущая: Наша передача «Жить здорово» подошла к концу. Желаю вам хорошего настроения на весь оставшийся день. Нам с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово!

Приглашаем на чаепитие…..

Используемая литература:

1. Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2008.

3. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка.- М.: Просвещение, Росмэн, 2006.- 144 с.

4. Доскин В.А., Голубева Л.Г. Растем здоровыми. – М.: Просвещение, 2004.- 112 с.

5. Бушнева И.М. и др. Педагогические советы /авт.-сост. И.М. Бушнева [др.].-Волгоград: Учитель, 2010.-250 с.

6. Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.


Конспект ООД в подготовительной группе на тему:

«Кто такие микробы»

Образовательная область: «Познание»

Вид деятельности:  образовательная

Тема: «Кто такие микробы»

Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о болезнетворных микробах, о пользе и вреде бактерий, о том, как можно защитить себя от болезнетворных микробов.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».

Программное содержание

Образовательные задачи:

· формирование понимания важности заботы о собственном здоровье;

Развивающие:

· развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности ребенка;

· познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.

Материалы и оборудование: игрушечный столик, кукла, игрушечная посуда, иллюстрации бактерий полезных и болезнетворныхкартинки с изображением молочнокислых продуктов, микроскоп, картинки с изображением внутренних органов,

Ход и содержание ООД:

1. Организационный момент

На ковре стоит игрушечный столик, за ним сидит кукла с испачканными руками. На столе игрушечная посуда.

2. Беседа с детьми

Воспитатель: Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не так. (Ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли садиться за стол с испачканными руками? (Ответы детей)

Воспитатель: А почему, как вы думаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о микробах? (Ответы детей)

Воспитатель: А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать больше о микробах – вредителях нашего здоровья, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать? Как вы думаете? (Ответы детей)

(Воспитатель показывает микроскоп).

3. Познавательный рассказ

Бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами, а можно рассмотреть только в микроскоп.

По форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные и извитые (иллюстрации). Некоторые бактерии полезны. С помощью особых пищевых бактерий получают кефир и сметану (иллюстрации). А также с помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики – живые микроорганизмы – бифидо- и лактобактерии, которые способствуют восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых (иллюстрации) .

Бактерии живут повсюду: в почве; в воздухе, особенно в непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим, особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах; на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии называются болезнетворными микробами (иллюстрации).

У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как и он, микробов.

Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо. Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза, губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.

Физминутка

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз - сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

Воспитатель: Ребята, когда я шла к вам сегодня, то встретила мальчика, который не любит мыться, и он рассказал мне такое стихотворение:

Никогда не мойте руки,

Шею, уши и лицо…

Это глупое занятье не приводит

Ни к чему.

Вновь испачкаются руки

Шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы?

Время попусту терять.

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, мальчик всё правильно делает? Вы согласитесь с его советом? (Ответы детей).

Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки?

4. Проведение опытов

Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.

(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками). Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них следы блёсток.

Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как микробы боятся мыла.

Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.

Воспитатель предлагает детям пройти к раковинам и тщательно вымыть руки с мылом (дети моют руки с мылом).

Воспитатель: Ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?

(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть руки).

Воспитатель: Ребята, а давайте, мы с вами помоем руки нашей кукле, и тогда она сможет покушать?

Совместно с детьми помыть кукле руки и (как итог деятельности) сделать вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые помогут в борьбе с микробами и грязью.

5.  Лепка « Полезные бактерии»

Слепить полезный бактерии разнообразной формы ( шарообразные, палочкообразные и т.д.)

6.  «Танец сидя на стуле»


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.