МДОУ «Ряжский детский сад №9»

Постановление №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих ОД по адаптированным ООП для обучающихся с ОВЗ от 10.07.2015г.

Постановление №26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих ОД по адаптированным ООП для обучающихся с ОВЗ от 10.07.2015г.

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10.07.2015 № 26

Москва

Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15
«Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации
обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002. № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223 ; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, №1, ст. 6; №30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26, ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

  1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (приложение).
  2. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с 01.09.2016.

А.Ю. Попова

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

6.11.2015 № 71

Москва

Об отмене санитарных правил № 4076-86
«Санитарные правила устройства,
оборудования, содержания и режима
специальных общеобразовательных
школ-интернатов для детей, имеющих
недостатки в физическом и
умственном развитию)

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46. ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, № 1, ст. 17; 2010, №40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; № 50, ст. 7359; 2012, № 24, ст. 3069; № 26. ст. 3446; 2013, № 27, ст. 3477; № 30 (ч. 1), ст. 4079; № 48, ст. 6165; 2014, № 26 (ч. 1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, № 1 (ч. I), ст. 11; № 27, ст. 3951) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554«Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормированию) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 31, ст. 3295; 2004, № 8, ст. 663; 2004, № 47, ст. 4666; 2005, № 39, ст. 3953)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

С момента вступления в силу санитарных правил СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015, регистрационный № 38528), считать утратившими силу «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 06.03.1986 № 4076-86).

Главный государственный
санитарный врач Российской Федерации
А.Ю. Попова

СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие положения и область применения

II. Требования к размещению организации для обучающихся с ОВЗ

III. Требования к оборудованию и содержанию территории

IV. Требования к зданию и оборудованию помещений

V. Требования к воздушно-тепловому режиму

VI. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции

VII. Требования к водоснабжению и канализации

VIII. Требования к организации образовательной деятельности и режиму дня

IX. Требования к организации питания и питьевого режима

X. Санитарно-эпидемиологические требования при организации медицинского обслуживания  обучающихся с ОВЗ

XI. Требования к санитарному состоянию и содержанию помещений организации для обучающихся с ОВЗ

ХII. Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене работников организации для обучающихся с ОВЗ

XIII. Требования к соблюдению санитарных правил

Приложение 1. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ

Приложение 2. Рекомендации к организации режима дня при дневном и круглосуточном пребывании обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 10.07.2015 № 26

2.4.2. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения и воспитания
в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.3286-15

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания их в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ).

Санитарные правила распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ (далее — организации для обучающихся с ОВЗ) с дневным или круглосуточным (круглогодичным) пребыванием в них обучающихся с ОВЗ, а также распространяются на отдельные классы и/или группы для обучающихся с ОВЗ, в том числе группы продленного дня, организованные в образовательных организациях.

1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— условиям размещения организации для обучающихся с ОВЗ;

— оборудованию и содержанию территории организации;

— зданию и оборудованию помещений;

— воздушно-тепловому режиму;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— организации образовательной деятельности и режиму дня;

— условиям проживания обучающихся с ОВЗ в организации;

— организации питания;

— организации медицинского обслуживания обучающихся с ОВЗ;

— санитарному состоянию и содержанию помещений;

— прохождению профилактических медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения, личной гигиене персонала.

1.3. Санитарные правила распространяются на действующие, проектируемые, строящиеся и реконструируемые организации для обучающихся с ОВЗ независимо от типа организационно-правовых форм и форм собственности.

Ранее построенные здания организаций для обучающихся с ОВЗ, а также здания, приспособленные для обучающихся с ОВЗ, эксплуатируются в соответствии с проектами, по которым они были построены.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией организаций для обучающихся с ОВЗ.

1.5. При реализации в организациях для обучающихся с ОВЗ адаптированных образовательных программ дошкольного образования для детей с ОВЗ должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации1.

________

1 Санитарные правила СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013, № 26, зарегистрированным Минюстом России 29.05.2013, регистрационный номер 28564).

При создании дошкольных образовательных организаций для детей с ОВЗ, рекомендуется предусматривать единый комплекс учреждений (детский сад-школа) на одном участке с размещением каждого из этих учреждений в отдельном здании или блоке.

1.6. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

II. Требования к размещению организации
для обучающихся с ОВЗ

2.1. Организации для обучающихся с ОВЗ размещаются вблизи лесных, лесопарковых зон на обособленных земельных участках или на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений при размещении зданий организаций для обучающихся с ОВЗ должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий в соответствии с требованиями, установленными санитарными правилами2.

________

2 Санитарные правила СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.10.2001 № 29, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2001, регистрационный номер 3026).

2.2. Пешеходный подход обучающихся с ОВЗ от транспортной остановки до здания организации для обучающихся с ОВЗ должен быть не более 500 м.

Допускается подвоз обучающихся с ОВЗ транспортом, оборудованным для перевозки детей с ОВЗ.

2.3. Через территорию организаций для обучающихся с ОВЗ не должны проходить магистральные инженерные коммуникации — водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.

2.4. Для предупреждения затопления и загрязнения территории обеспечивается отвод паводковых и ливневых вод.

III. Требования к оборудованию и содержанию территории

3.1. Территория организации для обучающихся с ОВЗ должна быть благоустроена, озеленена и ограждена.

При озеленении не допускается использование ядовитых и колючих растений. Зеленые насаждения (деревья, кустарники) не должны снижать естественную освещенность в помещениях для пребывания детей.

3.2. Территория должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток, для слабовидящих детей — не менее 40 лк.

3.3. На территории строящихся зданий организаций для обучающихся с ОВЗ предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.

На территории вновь строящихся и реконструируемых зданий организации для обучающихся с ОВЗ оборудуется место стоянки автотранспортных средств, предназначенных для перевозки обучающихся.

3.4. На территории организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются физкультурно-спортивная и хозяйственная зоны, площадки для подвижных игр и отдыха.

Допускается выделение учебно-опытной зоны.

3.5. Зона отдыха оснащается игровым и спортивным оборудованием в соответствии с росто-возрастными особенностями детей. Площадки для подвижных игр детей оборудуются малыми архитектурными формами, площадки для отдыха — навесами, скамейками, столами. Допускается устанавливать сборно-разборные навесы, беседки.

3.6. Покрытие площадок для подвижных игр должно быть хорошо дренирующим и беспыльным. Допускается выполнение покрытия площадок строительными материалами, безвредными для здоровья детей.

Для хранения колясок, санок, велосипедов, игрушек, используемых на территории, оборудуется специальное помещение или место.

3.7. Физкультурно-спортивная зона размещается со стороны спортивного зала.

Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физической культуре, проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий и соответствовать росту и возрасту обучающихся.

Используемые в качестве покрытия физкультурно-спортивных площадок синтетические и полимерные материалы должны быть безвредными для здоровья человека.

Занятия на сырых площадках не проводятся.

3.8. На территории организации для обучающихся с ОВЗ предусматривается оборудование не менее двух въездов (основной и хозяйственный).

3.9. Хозяйственная зона располагается на границе земельного участка вдали от физкультурно-спортивной зоны и площадок зоны отдыха.

Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой. На территории хозяйственной зоны допускается размещать: гараж, овощехранилище, складские помещения, места для сушки белья и выбивания ковровых изделий. При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны могут размещаться котельная, сооружения водоснабжения.

3.10. В хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания оборудуется площадка для сбора мусора. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора и пищевых отходов, в том числе с размещением их на смежных с территорией контейнерных площадках жилой застройки.

Очистка мусоросборников производится при их заполнении на 2/3 объема.

3.11. Подходы к зданию, пути движения обучающихся с ОВЗ на участке не должны пересекаться с проездами для транспорта. Все проезды и подходы к зданию в пределах участка, дорожки к физкультурно-спортивной зоне, зонам отдыха и игровых площадок, хозяйственной зоне, хозяйственным постройкам, площадкам для мусоросборников оборудуются твердым покрытием.

Покрытие проездов, подходов и дорожек должно быть ровным, без выбоин и дефектов.

3.12. Не допускается сжигание мусора на территории организации для обучающихся с ОВЗ и в непосредственной близости от нее.

3.13. На территории участка проводится ежедневная уборка: утром за 1 — 2 часа до выхода детей на участок и в течение дня по мере необходимости.

В зимнее время очистка территории от снега (подходы к зданию, пути движения обучающихся, дорожки, площадки зоны отдыха и игр) проводится по мере необходимости, использование химических реагентов не допускается.

3.14. Песочницы в отсутствие детей закрываются крышками или полимерными пленками, или другими защитными приспособлениями для защиты песка от загрязнений. При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводится внеочередная замена песка.

Ежегодно, в весенний период в песочницах проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям.

3.15. Уровни шума на территории и в помещениях организации для обучающихся с ОВЗ не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.

3.16. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с организацией для обучающихся с ОВЗ, не допускается.

3.17. Допускается использование спортивных сооружений, территории скверов, парков и других территорий, расположенных вблизи организации для обучающихся с ОВЗ и приспособленных для прогулок детей и занятий физкультурой.

3.18. В случае расположения организации для обучающихся с ОВЗ на эндемичной по клещевому энцефалиту территории, мероприятия по уничтожению клещей проводят до начала сезона их активности в соответствии с санитарными правилами по профилактике клещевого энцефалита3.

________

СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.03.2008 № 19, зарегистрированным в Минюсте России 01.04.2008, регистрационный номер 11446), изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2013 № 69, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2014, регистрационный номер 31476.

IV. Требования к зданию и оборудованию помещений

4.1. Вместимость организации для обучающихся с ОВЗ определяется заданием на проектирование.

Вместимость ранее построенных зданий не должна превышать проектную.

4.2. При размещении организации для обучающихся с ОВЗ в отдельных зданиях или блоках обеспечивается их соединение отапливаемыми переходами. Неотапливаемые переходы допускаются в III Б климатическом подрайоне и IV климатическом районе.

4.3. В целях сохранения воздушно-теплового режима в помещениях организации для обучающихся с ОВЗ, в зависимости от климатических районов, входы в здания должны быть оборудованы тамбурами или воздушными, воздушно-тепловыми завесами.

4.4. Не допускается размещать помещения для постоянного пребывания обучающихся с ОВЗ в подвальных и цокольных этажах зданий.

4.5. Для создания условий пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в организациях для обучающихся с ОВЗ при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

В зданиях предусматриваются специальные устройства с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила, пандусы, лифты, обеспечивающие передвижение обучающихся внутри здания; специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов.

4.6. При строительстве и реконструкции зданий организации для обучающихся с ОВЗ гардеробы размещаются на первом этаже с обязательным оборудованием мест для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками, крючками (шкафами с ячейками) для одежды и полками (ячейками) для обуви с учетом категории обучающихся и их росто-возрастных особенностей. При гардеробных предусматриваются скамейки.

4.7. Для тотально слепых обучающихся шкафы с ячейками для одежды и полки для обуви должны иметь маркировку, выполненную рельефно-точечным шрифтом, для обучающихся с остаточным зрением — сочетание двух маркировок: рельефно-точечной маркировки и рельефно-выпуклой маркировки, выполненной с использованием ярких контрастных цветов.

4.8. При одностороннем расположении учебных помещений ширина рекреаций должна составлять не менее 4 м, при двустороннем расположении классов — не менее 6 м; площадь рекреации — из расчета не менее 1,4 м2 на одного обучающегося с ОВЗ.

При проектировании зоны рекреации в виде зальных помещений площадь устанавливается из расчета 2 м2 на одного обучающегося.

4.9. Учебные помещения группируются в учебные секции для обучающихся 1 — 4 классов отдельно от учебных помещений для обучающихся 5 — 11 классов.

4.10. Учебные помещения для обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих, умственно-отсталых обучающихся рекомендуется размещать в составе жилого блока в пределах одного этажа.

4.11. Оборудование учебных помещений, рекреаций, учебно-производственных мастерских, отделка помещений, подбор учебной мебели (стулья, парты, столы или конторки) и ее расстановка в учебных помещениях, использование учебных досок должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях4 и требованиям настоящих санитарных правил.

________

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, зарегистрированным Минюстом России 03.03.2011, регистрационный номер 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 29.06.2011 № 85, зарегистрированным Минюстом России 15.12.2011, регистрационный номер 22637; постановлением от 25.12.2013 № 72, зарегистрированным Минюстом России 27.03.2014, регистрационный номер 31751).

Допускается по медицинским показаниям проводить обучение в спальнях при наличии специального оборудования и дополнительного искусственного освещения.

4.12. В учебных помещениях для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также при использовании обучающимися средств, обеспечивающих их передвижение, расстояние между рядами парт (столов, конторок) может быть увеличено.

4.13. Для обучающихся с нарушениями слуха допускается расстановка парт и столов полукругом вокруг стола педагога при стационарном их закреплении для установки звукоусиливающей аппаратуры, увеличение расстояния между столами и партами в каждом ряду в связи с необходимостью индивидуальных занятий во время урока.

4.14. Для слепых и слабовидящих обучающихся парты (столы), независимо от их размера, устанавливаются ближе к преподавателю и классной доске.

4.15. Парты и столы обучающихся, страдающих светобоязнью, размещаются таким образом, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза обучающихся.

4.16. При физкультурном зале оборудуются раздельные для мальчиков и девочек помещения раздевалок с душевыми и санитарными узлами. Для хранения спортивного инвентаря оборудуется отдельное помещение. В санитарных узлах устанавливаются раковины для мытья рук.

4.17. Площади и оборудование кабинетов информатики и других помещений, в которых используются персональные компьютеры, должны соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы5.

4.18. Площадь и оборудование помещений для внеурочной деятельности, кружковых занятий должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к организациям дополнительного образования детей6 в соответствии с профилем занятий.

4.19. При строительстве в зданиях организаций для обучающихся с ОВЗ бассейна (лечебного бассейна) чаша бассейна по периметру оборудуется поручнями.

При эксплуатации бассейна должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству плавательных бассейнов, их эксплуатации, качеству воды плавательных бассейнов и контролю качества7.

4.20. Набор помещений для коррекционной работы определяется категорией обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

4.21. Набор медицинских помещений определяется профилем общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ, перечнем и объемом оказываемых медицинских услуг. Помещения медицинского назначения должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность8.

________

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 № 118, зарегистрированным Минюстом России 10.06.2003, регистрационный номер 4673, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 25,04.2007 № 22 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный номер 9615), постановлением от 30.04.2010 № 48 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2010, регистрационный номер 17481), постановлением от 03.09.2010 № 116 (зарегистрировано Минюстом России 18.10.2010, регистрационный номер 18748).

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41, зарегистрированным Минюстом России 20.08.2014, регистрационный номер 33660).

СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.01.2003 № 4, зарегистрированным Минюстом России 14.02.2003, регистрационный номер 4219).

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58, зарегистрированным Минюстом России 09.08.2010, регистрационный номер 18094).

4.22. Санитарные узлы оборудуются раздельными для мальчиков и девочек из расчета: умывальными раковинами — 1 на 5 человек, унитазами — 2 на 15 девочек и 2 на 15 мальчиков, писсуарами — 1 на 15 мальчиков; кабиной гигиены девочек, оборудованной поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной.

4.23. Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров. Унитазы оборудуются сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья, допускающих обработку моющими и дезинфекционными средствами.

4.24. В санитарных узлах устанавливаются педальные ведра, держатели для туалетной бумаги.

4.25. Дня персонала предусматриваются отдельные санитарные узлы.

4.26. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ начального общего образования и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся с ОВЗ основного общего и среднего общего образования.

Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

Допускается использование электро- или бумажных полотенец.

4.27. При наличии в организации для обучающихся с ОВЗ интерната, помещения для проживания размещаются в отдельно стоящем здании или отдельном блоке здания по типу спальных секций или группируются с учебными помещениями по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу: для начального общего, основного общего и среднего общего образования.

4.27.1. Спальные помещения предусматриваются раздельными для мальчиков и девочек независимо от возраста.

Для проживающих девочек и мальчиков, обучающихся основного общего и среднего общего образования рекомендуется располагать спальни в разных блоках или на разных этажах.

4.27.2. В помещениях, построенных и оборудованных по квартирному типу, для создания условий проживания обучающихся с ОВЗ по семейному принципу должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей9.

________

СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 № 8, зарегистрированным в Минюсте России 26.03.2015, регистрационный номер 36571).

4.27.3. Набор и площади помещений для проживания обучающихся с ОВЗ определяется в соответствии с заданием на проектирование организации.

4.27.4. Количество мест в спальных комнатах предусматривается не более четырех.

Жилые комнаты (спальни) оборудуются стационарными кроватями с твердым ложем, прикроватными тумбочками, шкафами для хранения личных вещей (одежды и обуви), прикроватными ковриками. Допускается устанавливать столы и стулья.

Количество прикроватных тумбочек должно соответствовать числу проживающих.

4.27.5. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

Кровати должны соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ.

Не допускается использование раскладных и трансформируемых (выдвижных, выкатных) кроватей.

4.27.6. Санитарные узлы в жилом блоке (здании) оборудуются раздельными для мальчиков и девочек из расчета: умывальными раковинами — 1 на 5 человек, ногомойками — 2 на 15 человек, унитазами — 2 на 15 девочек и 2 на 15 мальчиков, писсуарами — 1 на 15 мальчиков; кабиной гигиены девочек, оборудованной поддоном с гибким шлангом (биде) и умывальной раковиной.

Для персонала оборудуются отдельные санитарные узлы.

4.27.7. Санитарные узлы оборудуются кабинами с дверями без запоров. Унитазы оборудуются сидениями или гигиеническими накладками, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья человека, допускающих обработку моющими и дезинфекционными средствами.

4.27.8. Санитарные узлы обеспечиваются педальными ведрами, держателями для туалетной бумаги.

Рядом с умывальными раковинами размещаются вешалки для индивидуальных полотенец. Допускается использовать электро- или бумажные полотенца. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

4.27.9. Умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся начального общего образования и на высоте 0,7 — 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся основного общего и среднего общего образования.

4.27.10. В жилой ячейке предусматриваются помещение раздевальной (прихожая) и помещение (место) для сушки верхней одежды и обуви.

Допускается просушивать верхнюю одежду и обувь в специально оборудованном для этих целей централизованном помещении.

Раздевальные помещения оборудуются встроенными шкафами для раздельного хранения одежды и обуви.

4.27.11. В организациях для обучающихся с ОВЗ оборудуются помещения прачечной для стирки постельного белья, полотенец и личных вещей.

При отсутствии в организации для обучающихся с ОВЗ прачечной допускается стирка белья и одежды с использованием бытовых стиральных машин или организация централизованной стирки в иных прачечных.

Не допускается установка бытовой стиральной машины в помещении приготовления и/или приема пищи (кухни).

4.27.12. На каждом этаже предусматривается помещение площадью не менее 3 м2 для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды со смесителем.

4.27.13. В интернате на первом этаже оборудуется медицинский блок.

Палаты изолятора отделяются от остальных медицинских помещений шлюзом с умывальником.

Медицинский кабинет размещается рядом с палатами изолятора и оборудуется отдельным входом из коридора.

Буфетная изолятора оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом. Возможно использование стерилизующей аппаратуры.

4.28. Стены, потолки помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, дефектов, деформаций, признаков поражений грибком, следов подтеков и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

Стены в помещениях с влажным режимом (душевых, ванных комнатах, умывальных, санитарных узлах, построчных, гладильных), кладовых для хранения чистого и грязного белья, помещениях пищеблока облицовываются глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту не менее 1,8 м.

Для отделки потолков используются водоотталкивающие (влагостойкие) краски.

Используемые строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека, допускающие уборку влажным способом с применением моющих и дезинфицирующих средств.

С учетом климатических условий во вновь строящихся зданиях полы в помещениях, расположенных на первом этаже, допускается предусматривать утепленными и (или) отапливаемыми, с регулируемым температурным режимом.

4.29. Игрушки, игровое оборудование, мебель, оборудование для занятий должны быть безвредными для здоровья и соответствовать росто-возрастным особенностям обучающихся с ОВЗ.

4.30. В организациях для обучающихся с ОВЗ предусматривается кабинет психолога.

V. Требования к воздушно-тепловому режиму

5.1. Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются системами отопления и вентиляции.

Ограждения отопительных приборов должны быть выполнены из материалов, разрешенных к применению и безопасных для здоровья обучающихся.

Очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляются не реже одного раза в год.

Для вновь строящихся и реконструируемых зданий организаций для обучающихся с ОВЗ не допускается использовать печное отопление.

При наличии печного отопления в существующих зданиях организации для обучающихся с ОВЗ топка устраивается в коридоре. Во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода обучающихся.

5.2. Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 °С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 °С; раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 °С.

Температура воздуха в гардеробных (раздевальных), жилых комнатах (спальнях), помещениях для отдыха должна составлять 20 — 22 °С; санитарных узлах, умывальных, комнате гигиены девочек — 19 — 21 °С; душевых — 24 — 26 °С.

Относительная влажность воздуха помещений должна составлять 40 — 60 % во все периоды года, скорость движения воздуха не более 0,1 м/с.

5.3. Для контроля температурного режима учебные помещения, спальни, игровые, помещения медицинского назначения оснащаются бытовыми термометрами.

5.4. Все помещения должны ежедневно проветриваться. Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие детей и заканчивается за 30 мин до их возвращения с прогулки или занятий. В жилых помещениях (спальнях) проветривание проводят до укладывания детей. Не допускается проветривание помещений через туалетные комнаты.

При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении по сравнению с нормативным уровнем, но не более чем на 1 — 2 °С. В физкультурном зале при достижении температуры воздуха 14 °С проветривание прекращается.

Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные помещения — во время учебных занятий.

Сквозное проветривание учебных помещений проводится до начала занятий и после их окончания (при наличии двух смен обучения -после каждой смены).

В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии детей.

5.5. При замене оконных блоков площадь остекления и площадь открывающихся элементов не должны уменьшаться по сравнению с проектом построенного здания.

Плоскость открытия окон и фрамуг (форточек) должны обеспечивать эффективность проветривания и соблюдения коэффициента аэрации не менее 1/50. Окна и фрамуги (форточки) должны быть в рабочем состоянии постоянно и функционировать в любое время года.

5.6. Концентрации вредных веществ в воздухе помещений не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест10.

________

10 ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2003 № 114, зарегистрированным Минюстом России 11.06.2003, регистрационный номер 4679, с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации: постановлением от 17.10.2003 № 150 (зарегистрировано Минюстом России 21.10.2003, регистрационный номер 5187); постановлением от 03,11.2005 № 24 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2005, регистрационный номер 7225); постановлением от 03.11.2005 № 26 (зарегистрировано Минюстом России 02.12.2005, регистрационный номер 7224); постановлением от 19.07.2006 № 15 (зарегистрировано Минюстом России 27.07.2006, регистрационный номер 8117); постановлением от 04.02.2008 № 6 (зарегистрировано Минюстом России 29.02.2008, регистрационный номер 11260); постановлением от 18.08.2008 № 49 (зарегистрировано Минюстом России 04.09.2008, регистрационный номер 12223); постановлением от 27.01.2009 № 6 (зарегистрировано Минюстом России 16.02.2009, регистрационный номер 13357); постановлением от 09.04.2009 № 22 (зарегистрировано Минюстом России 18.05.2009, регистрационный номер 13934); постановлением от 19.04.2010 № 26 (зарегистрировано Минюстом России 19.05.2010, регистрационный номер 17280); постановлением от 12.07.2011 № 98 (зарегистрировано Минюстом России 30.08.2011, регистрационный номер 21709); постановлением от 07.04.2014 № 27 (зарегистрировано Минюстом России 11.04.2014, регистрационный номер 31909); постановлением от 17.06.2014 № 37 (зарегистрировано Минюстом России 04.07.2014, регистрационный номер 32967); постановлением от 27.11.2014 № 76 (зарегистрировано Минюстом России 26.12.2014, регистрационный номер 35425); постановлением от 12.01.2015 № 3 (зарегистрировано Минюстом России 9.02.2015, регистрационный номер 35937).

VI. Требования к естественному, искусственному
освещению и инсоляции

6.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий11 и настоящим санитарным правилам.

________

11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жмых и общественных зданий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 № 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный номер 4443, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2010 № 20, зарегистрированным Минюстом России 08.04.2010, регистрационный номер 16824).

Без естественного освещения допускается проектировать снарядные, душевые (ванные), туалеты при спортивном зале; туалеты для персонала; кладовые и складские помещения; помещения для хранения и обработки уборочного инвентаря.

6.2. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики — на север, северо-восток.

6.3. Для обучающихся с нарушениями зрения учебные помещения и читальные залы оборудуются комбинированной системой общего искусственного и местного освещения. Суммарный уровень освещенности от общего и местного освещения должен составлять: для обучающихся с высокой степенью осложненной близорукости и высокой степени дальнозоркостью — 1000 лк; для обучающихся с поражением сетчатки и зрительного нерва (без светобоязни) — 1000 — 1500 лк; для обучающихся со светобоязнью — не более 500 лк.

Для детей со светобоязнью над учебными столами предусматривается раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

6.4. В помещениях, имеющих зоны с разными условиями естественного освещения и различными режимами работ, предусматривается раздельное управление освещением таких зон.

6.5. Окна в учебных и жилых помещениях (спальнях), помещениях для отдыха, игр и приготовления уроков в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами.

Зашторивание окон в спальных помещениях осуществляется во время сна обучающихся, в остальное время шторы раздвигаются и размещаются в простенках между окнами, обеспечивая инсоляцию помещения.

Допускается в качестве солнцезащитных устройств использовать шторы (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами. Солнцезащитные устройства на окнах не должны уменьшать светоактивную площадь оконного проема.

Используемый для жалюзи материал должен допускать влажную обработку с использованием моющих и дезинфицирующих растворов.

6.6. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка — 0,8 — 0,9; для стен — 0,6 — 0,7; для пола — 0,4 — 0,5; для мебели и парт — 0,45; для классных досок — 0,1 — 0,2.

Для внутренней отделки помещений используются следующие цвета красок: для потолков — белый, для стен учебных помещений — светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) — цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок — темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам — белый или цвет натурального дерева.

Допускается окрашивание отдельных элементов помещений (не более 25 % всей площади помещения) в более яркие цвета.

В помещениях для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен и иметь матовую поверхность.

6.7. Осветительные приборы оборудуются защитной светорассеивающей арматурой для обеспечения равномерного освещения. Чистку осветительных приборов и светорассеивающей арматуры проводят по мере загрязнения, но не реже двух раз в год.

Перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.

Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер и хранятся в выделенном помещении, недоступном для детей. Вывоз и утилизация ламп осуществляется специализированными организациями.

VII. Требования к водоснабжению и канализации

7.1. Здания организаций для обучающихся с ОВЗ оборудуются централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и канализацией.

При отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения здание оборудуется внутренней системой водоснабжения и обеспечивается подачей воды на пищеблок (кухню), буфетные, помещения медицинского назначения, прачечную (постирочную), санитарно-бытовые помещения (душевые (ванные), умывальные, санитарные узлы, комната гигиены девочек), комнаты для хранения и обработки уборочного инвентаря.

7.2. Вода должна отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям на питьевую воду.

7.3. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока (кухни), буфетные, помещения медицинского назначения, прачечная (постирочная), санитарно-бытовые помещения (душевые (ванные), умывальные, санитарные узлы, комната гигиены девочек), комнаты для хранения и обработки уборочного инвентаря.

Умывальные раковины, моечные ванны, душевые установки (ванны) обеспечиваются смесителями.

Полы в помещениях пищеблока, душевых и прачечной (постирочной) оборудуются сливными трапами.

7.4. Предусматривается установка резервных источников горячего водоснабжения с разводкой воды для бесперебойного обеспечения горячей водой помещений пищеблока, буфетных, душевых, комнат гигиены девочек в периоды проведения профилактических и ремонтных работ в котельных, бойлерных и на водопроводных сетях горячего водоснабжения. Не допускается использование горячей воды из системы отопления.

7.5. В районах, где отсутствует централизованная канализация, здания организации для обучающихся с ОВЗ оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика, или локальных очистных сооружений.

Не допускается устройство и использование надворных туалетов.

VIII. Требования к организации образовательной
деятельности и режиму дня

8.1. При организации образовательной деятельности учитываются особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от категории обучающихся с ОВЗ количество детей в классах (группах) комплектуется в соответствии с прилож. 1.

8.2. Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-дневной учебной неделе. Учебные занятия начинаются не ранее 8 часов.

В организации для обучающихся с ОВЗ может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную организацию дневного сна.

8.3. Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность состоит из часов обязательной части и части, формируемой участниками отношений.

Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционной направленности, остальные — на развивающую область с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.

Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности, так и во время урочной деятельности.

8.4. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы, состоящей из учебного плана общеобразовательной организации, включающего обязательную часть и часть, формируемую участниками отношений, а также из часов, необходимых для проведения реабилитационно-коррекционных мероприятий, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки обучающихся с ОВЗ.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ, установленные в табл. 1.

Таблица 1

Гигиенические требования к максимальному общему объему
недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
Урочная деятельность (аудиторная недельная нагрузка) Внеурочная деятельность***
Начальное общее образование
1 (1 дополнительный) 21 до 10
2 — 4 (5*, 6**) 23 до 10
Основное общее образование
5 29 до 10
6 30 до 10
7 32 до 10
8 — 9 33 до 10
Среднее общее образование
10 — 11 (12) 34 до 10
Примечание: * 5 класс — для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

**6 класс — для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

*** Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для: проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев.

Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

8.5. Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг.

Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого класса.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития).

Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации.

8.6. Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока до 35 минут каждый; январь-май — по 4 урока до 40 минут каждый);

— обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

— организуются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

8.7. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

— для обучающихся первых классов — не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю — не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2 — 4 классов — не более 5 уроков;

— для обучающихся 5 — 6 классов — не более 6 уроков;

— для обучающихся 7 — 11 классов — не более 7 уроков.

8.8. Для слабовидящих обучающихся начального общего образования при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут; для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования, — не более 15 минут.

Обучающиеся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередовать не менее 2 раз за урок тактильное восприятие информации с непрерывной зрительной работой по 5 минут.

8.9. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и коррекционным задачам.

8.10. Организация профильного обучения в 10 — 11 (12) классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.

8.11. Физическое воспитание и адаптивная физическая нагрузка планируется доя каждого обучающегося индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Дети с ОВЗ занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей-специалистов.

8.12. Проведение закаливающих мероприятий осуществляется в соответствии с рекомендациями по закаливанию. Не допускается проведение закаливающих процедур сразу после еды и физических упражнений с большой нагрузкой.

8.13. Организация режима дня обучающихся школьного возраста осуществляется в соответствии с рекомендациями к организации режима дня при дневном и круглосуточном пребывании обучающихся в организациях для обучающихся с ОВЗ (прилож. 2).

IX. Требования к организации питания и питьевого режима

9.2. Устройство, содержание и организация работы столовой в части объемно-планировочных иконструктивных решений, санитарно-технического обеспечения, требований к оборудованию, инвентарю, посуде и таре, санитарному’ состоянию и содержанию помещений, мытью посуды, организации питания и питьевого режима, формированию примерного меню, условий и технологии изготовления блюд, требований к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности, соблюдению правил личной гигиены и прохождению медицинских осмотров персоналом, хранению и перевозке пищевых продуктов, ежедневному ведению документации пищеблока (бракеражные журналы, журнал здоровья и другие) должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях12.

________

12 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 № 45, зарегистрированным Минюстом России 07.08.2008, регистрационный номер 12085).

9.2. Режим питания и кратность приема пищи должны устанавливаться в зависимости от времени пребывания обучающихся с ОВЗ в организации (дневное или круглосуточное пребывание).

Питьевой режим для обучающихся с ОВЗ должен быть организован круглосуточно.

9.3. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, питание которых осуществляется в учебно-жилой ячейке, необходимо предусмотреть буфетную. Буфетная оборудуется двумя моечными ваннами и баком для дезинфекции посуды, шкафом для хранения посуды и инвентаря, столом.

9.4. Площадь обеденного зала столовой на 1 посадочное место должна составлять не менее 1,6 м2, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата — не менее 2,3 м2.

X. Санитарно-эпидемиологические требования
при организации медицинского обслуживания
обучающихся с ОВЗ

10.1. В организациях для обучающиеся с ОВЗ медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на протяжении всего времени пребывания обучающихся в организации.

10.2. При подозрении на случай инфекционного заболевания обучающегося с ОВЗ помещают в изолятор до его госпитализации в лечебное учреждение. Обучающиеся допускаются к учебным занятиям после каждого перенесенного заболевания только по заключению врача.

10.3. При регистрации случаев инфекционных заболеваний в организации для обучающихся с ОВЗ проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия: на период нахождения заболевшего ребенка в организации до его госпитализации в инфекционное отделение лечебного учреждения проводится текущая дезинфекция в окружении больного; после госпитализации заболевшего ребенка проводится заключительная дезинфекция и проветривание помещений. При установлении в организации для обучающихся с ОВЗ карантина проводится профилактическая дезинфекция.

Дезинфекционные мероприятия проводятся в соответствии с действующими нормативно-методическими документами с использованием средств, разрешенных в установленном порядке для применения в детских учреждениях. Все виды обработок дезинфекционными средствами проводятся в отсутствие детей.

Средства дезинфекции хранятся в хорошо проветриваемых помещениях в оригинальной упаковке производителя в местах, недоступных детям.

10.4. С целью выявления детей, пораженных педикулезом и чесоткой, проводят регулярные (один раз в неделю) осмотры детей. В случае обнаружения пораженных педикулезом или чесоткой детей проводят комплекс мероприятий в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями13.

________

13 СанПиН 3.2.3215-14 «Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.08.2014 № 50, зарегистрированным Минюстом России 12.11.2014, регистрационный номер 34659).

XI. Требования к санитарному состоянию и содержанию
помещений организации для обучающихся с ОВЗ

11.1. Во всех помещениях ежедневно не менее двух раз в день проводится влажная уборка с применением моющих средств.

Ежедневно моются загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, мебель, включая столы) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматура осветительных приборов, вентиляционные решетки). Поверхность подоконников должна быть гладкой, без сколов, щелей и дефектов.

Уборка помещений проводится в отсутствие детей при открытых фрамугах (форточках) или окнах в соответствии с инструкцией по применению моющих и дезинфекционных средств.

В жилых помещениях (спальнях) влажная уборка проводится после ночного и дневного сна.

Ковры необходимо ежедневно пылесосить и чистить влажной щеткой. Допускается использование пылесоса с влажным режимом работы (моющий пылесос).

Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже двух раз в год (весной и осенью).

Постельные принадлежности (подушки, одеяла, матрацы), ковры проветриваются и выколачиваются на улице.

11.2. В умывальных, душевых, постирочных, комнатах гигиены девочек и туалетах стены, дверные ручки, краны умывальных раковин и писсуаров, спусковые ручки бачков, унитазы, сидения унитазов ежедневно моются горячей водой с применением моющих и дезинфекционных средств.

Дезинфекция туалетов проводится по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день с использованием квачей, щеток.

11.3. Генеральная уборка во всех помещениях проводится перед началом учебного года и один раз в месяц (в соответствии с графиком проведения генеральной уборки) с применением моющих и дезинфекционных средств.

11.4. Уборочный инвентарь маркируется в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ. Хранится уборочный инвентарь в выделенном помещении. Уборочный инвентарь для туалета (ветошь, ведра, щетки) маркируется ярким цветом и хранится в туалетной комнате в шкафу.

Уборочный инвентарь (щетки, ветошь, квачи) после использования дезинфицируется в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств, ополаскивается и сушится.

11.5. При круглосуточном пребывании в организации обучающихся с ОВЗ помывка детей организуется не реже одного раза в неделю. Возможность помывки в душе должна быть предоставлена детям постоянно. В душевых дети должны использовать индивидуальные: обувь, полотенце, зубную щетку, расческу, мыло и мочалку.

В душевых и ванных комнатах проводится ежедневная уборка и дезинфекция поверхностей, оборудования, предметов обстановки — скамьи, шкафчики, резиновые коврики.

Каждый обучающийся с ОВЗ обеспечивается комплектом полотенец (для лица и рук, для ног и банное), постельным бельем, наматрасниками, индивидуальными предметами личной гигиены (зубная щетка, мыло, мочалка, расческа).

Смена нательного, постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного р

30 августа 2021 в 10:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.